Электронная библиотека сметчика - Проблемы современного ценообразования в строительстве
 Воскресенье, 2016-12-11, 5:16 AM Регистрация | Вход |
Электронная библиотека сметчика
 ГЛАВНАЯ ФАЙЛЫ СТАТЬИ ПРИМЕРЫ СМЕТ ИНДЕКСЫ ТТК ППР ТИПОВЫЕ СЕРИИ ФОРУМ · RSS

Информация:
На других сайтах:

В закладки:

Рейтинг@Mail.ru


Проблемы современного ценообразования

канд. экон. наук, профессор Н.И.Барановская (СПбГАСУ)

 

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

Сметное ценообразование в строительстве определяется системой ме­тодических документов (МДС) и сметно-нормативной базой.

Методические документы устанавливают, как общий порядок опреде­ления стоимости строительства (МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»), так и указания по всем частным вопросам: определения стоимости ресурсов, накладных расходов и сметной прибыли; разработки и применения элемент­ных сметных норм и единичных расценок на строительные, монтажные, ре­монтно-строительные, пусконаладочные работы (всего 18 единиц).

МДС разработаны и утверждены в период 1999–2006 гг. Сметно-нормативная база составлена в ценах и тарифах на 01.01.2000г. и введена в действие с 01.01.2001 г. Она включает сборники государственных элементных сметных норм и единичных расценок (федеральных, территориальных, отраслевых); сметные цены на эксплуата­цию строительных машин и материалы, тарифные ставки рабочих; нормати­вы, выраженные в %: накладных расходов, сметной прибыли, лимитирован­ных затрат.

Нормативная база 2001г. была основана на принципах и сметных нормах 1991г. с применением так называемых дифференцированных поправочных коэффициентов к затратам труда рабочих и ко времени работы строительных машин (1,0 – 1,31). В нормативную базу вносились дополнения и изменения: за период 2002–2007гг. вышли выпуски по строительным работам – 6; монтажным – 3; пусконаладочным – 1.

Становление и развитие сметно-нормативной базы осуществлялось под руководством Госстроя России с участием региональных центров ценообра­зования в строительстве (РЦЦС). Особенно результативной в этой области была деятельность РЦЦС Санкт-Петербурга. Специалисты центра приняли самое активное участие в разработке многих сметно-нормативных сборников; предложили значительно менее сложную методику определения смет­ных цен на строительные ресурсы (по сравнению с рекомендуемой Госстро­ем России). В результате Санкт-Петербург перешёл на новую сметно-нормативную базу с 01.01.2002 г., в то время как Госстрой России констатиро­вал завершение перехода в конце 2003 – начале 2004 гг.

В этот период РЦЦС СПб, по существу, становится центром ценообра­зования в строительстве в стране: создаются Координационный центр цено­образования в строительстве (КЦЦС) и общественная организация Профес­сиональный Союз инженеров-сметчиков Москве). Проводится много­сторонняя и полезная работа: издаётся содержательный и интересный журнал «Ценообразование и сметное нормирование в строительстве», «Кон­сультации и разъяснения по вопросам сметного нормирования и ценообразо­вания»; учебная, техническая, экономическая литература. Разработаны и вы­пущены в свет «Сборники сметных норм и расценок на новые технологии в строительстве» (в 3 частях).

Переработаны, дополнены и изданы сборники элементных сметных норм и единичных расценок на ремонтно-строительные работы; отдельные сборники на строительные и монтажные работы. Конференции, проводимые РЦЦС, а теперь Профессиональным союзом инженеров-сметчиков, собирают участников из всех регионов России.

Но положение ценообразования в строительной отрасли изменилось в последние три - четыре года. После ликвидации Госстроя России функции управления строительством были переданы Министерству регионального развития и соз­данному при нём Росстрою (теперь упразднённому).

С целью усиления государственного регулирования порядка определения сметной стоимости строительства, осуществляемого за счёт средств госбюджета, был создан Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), а затем его филиалы в субъектах Федерации, в т.ч. в Санкт-Петербурге и Ленинград­ской области. Бывший НИИ строительных материалов в Санкт-Петербурге преобразован в Научно-исследовательский и проектный институт ценообразования и строи­тельных материалов.

Аналогичную позицию заняло правительство Санкт-Петербурга – при Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли был создан ГУ «Центр мониторинга и экспер­тизы цен».

С 2007г. вновь созданные центры приступили к реформированию системы ценообразования в строительстве. Заключалась она в полном пересмотре сметных нормативов на федеральном и территориальном уровнях. К 2008 – 2009 гг. эта работа была завершена и выпущены в свет новые варианты сметно-нормативной базы 2001 г:

На федеральном уровне:

        сборники государственных элементных сметных норм на строительные, монтажные, ремонтно-строительные и пусконаладочные работы (за исключением нескольких сборников на строительство специальных сооружений) – ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНР-2001, ГЭСНп-2001;

        сборники федеральных единичных расценок на аналогичные ви­ды работ (ФЕР-2001, ФЕРм-2001, ФЕРр-2001, ФЕРп-2001);

        сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строитель­ных машин и автотранспортных средств (ФСЭМ-2001);

        сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (в 5 частях) – ФСЦМ;

Обещан выпуск «Сборника сметных цен на перевозку грузов для строительства».

На территориальном уровне:

         территориальная сметно-нормативная база (ТСНБ) «Госэталон 1.1.», включающая сборники ТЕР на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы: Укрупнённые расценки на конструкции и виды работ жилищно-гражданского строительства; Прейскурант на наружные сети водопровода и канализации в це­нах на 01.01.2001;

         ежемесячно обновляемые сборники средних сметных цен на ос­новные материалы, изделия и конструкции, применяемые в строительстве (СССЦ);

         тарифные ставки оплаты труда рабочих и система индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по отношению к 01.01.2000 г. (публикуются в жур­нале «Вестник ценообразования в строительстве»).

Ознакомление с содержанием основных сборников не оставляет впечатления, что сметно-нормативная база изменилась в лучшую сторону.

В сборнике сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств 2001г. расценки приводились с распределением по элементам и группам затрат: амортизационные отчисления на полное восстановление, затраты на ремонты и техническое обслуживание, на замену быстроизнашивающихся частей и др. В редакции 2008г. распределение затрат отсутствует; не приводятся нормы затрат труда, расхода энергоресурсов. При этом в основном расценки на эксплуата­цию машин не изменились.

В сборниках сметных цен на материалы (ФСЦМ – 2008) отсутствует полезная информация – масса брутто, приводимая ранее в сборниках 2001г. При определении сметных цен изменились транспортные расходы, но это от­разилось на уровне отпускных цен, что нелогично: отпускная цена – исход­ный показатель для расчёта сметной стоимости материалов.

Многочисленные поправки внесены в ГЭСН-2001 и ФЕР-2001; по данным ФЦЦС при­мерно 80% расценок откорректированы.

При переработке ГЭСН и ФЕР на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы как основную новацию можно рассматривать уменьшение норм затрат труда и заработной платы машинистов, достигаемое путем исключения из нормативов 2002г. затрат труда и заработной платы водителей автотранспортных средств. Оплата труда водителей с начисленными накладными расходами и сметной прибылью учтена в расценках на эксплуатацию автотранспортных средств (раздел 40 Сборника сметных расценок на эксплуатацию строительных машин).

Но это предложение спорно.

Традиционно в расценки на эксплуатацию строительных машин, в том числе автотранспортных средств, включается заработная плата машинистов (водителей); а также накладные расходы и прибыль организаций, занимающихся их ремонтом и обслуживанием. Тем не менее было принято выделять в ГЭСН-2001 затраты труда и заработную плату рабочих, управляющих строительными машинами, и водителей автотранспорта, стоящего под разгрузкой и перемещающего строительные материалы и изделия в пределах строительной площадки. Не учитываются затраты труда и заработная плата водителей автомашин, занятых вывозом грунта и мусора со строительной площадки, так как это осуществляется за ее пределами, и данные затраты рассматриваются как транспортные расходы.

На такой порядок формирования фонда оплаты труда рабочих ориентированы действующие нормы накладных расходов и сметной прибыли. При его изменении требуется соответствующая корректировка этих нормативов. Таким образом, предложенный ФЦЦС порядок формирования фонда оплаты труда рабочих требует более основательных методических обоснований.

По сведениям Минрегионразвития, в Федеральной сметно-нормативной базе было выявлено более 70 тысяч ошибок. Результаты проведенного разработчиками изменения ФЕР в редакции 2008г. по сравнению с 2001г. представлены в табл. 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ ФЕР-2001 в редакциях 2001 и 2008 гг.

 

Интервалы УВЕЛИЧЕНИЯ прямых затрат, руб.

Количество

рас­ценок, шт.

В %
к итогу

до 10

10 732

49,21

от 10,01 до 100

6 772

31,05

от 100,01 до 500

2 699

12,4

от 500,01 до 1000

683

3,1

от 1000,01 до 3000

519

2,4

от 3000,01 до 5000

134

0,6

от 5000,01 до 10000

127

0,6

от 10000,01 до 50000

89

0,4

от 50000,01 до 100000

14

0,06

от 100000,01 до 500000

38

0,17

от 500000,01 до 1000000

3

0,01

Итого увеличенных расценок

21 810

100

Интервалы УМЕНЬШЕНИЯ прямых затрат, руб.

 

 

до 10

3 056

36,6

от 10,01 до 100

2 421

29

от 100,01 до 500

1 262

15,12

от 500,01 до 1000

389

4,66

от 1000,01 до 3000

587

7,03

от 3000,01 до 5000

143

1,71

от 5000,01 до 10000

157

1,88

от 10000,01 до 50000

216

2,59

от 50000,01 до 100000

39

0,47

от 100000,01 до 500000

51

0,61

от 500000,01 до 1000000

28

0,33

Итого уменьшенных расценок

8 349

100

 

Всего изменённых расценок

 

30 159

 

 

При анализе был принят формальный количественный подход – выявлена абсолютная величина разницы в расценках по сравниваемым нормативным базам. Она представляется значительной, но ес­ли учесть, что единичные расценки обычно даются на укрупнённый измеритель: 1000м3 разработанного грунта, 100м3 монолитных бетонных и железо­бетонных конструкций, 1км прокладки наружных инженерных коммуника­ций и т.п., – и выражаются 6 -7 значными числами (без учёта дробной части), то напрашивается вывод, что, за небольшим исключением, внесенные по­правки находятся в пределах точности подсчётов.

Наиболее существенно изменились некоторые расценки в сборниках:

- 22. «Водопровод – наружные сети»;

- 33. «Линии электропередач»;

- 66р. «Наружные инженерные сети».

В других сборниках правки менее значимы, а в некоторых расценки почти не изменились. Типичный пример пересмотра норм и расценок в 2008г. приведен в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Сравнение единичных расценок из сборника

ФЕР-2001-08. Конструкции из кирпича и блоков в редакциях 2008 и 2001 гг.

 

Номера расценок

Наименование и характеристика строительных работ и конструкций

Прямые затраты, руб.

В том числе, руб.

Затраты труда рабочих, чел.-ч.

оплата труда рабочих

эксплуатация машин

материалы

Коды неучтенных материалов

Наименование и характеристика неучтенных расценками материалов, единица измерения

 

всего

в т.ч. оплата труда машинистов

Расход неучтенных материалов

1

2

3

4

5

6

7

8

Таблица 08-02-001. Кладка стен из кирпича (редакция 2008г.)

Измеритель: 1м3 кладки

Кладка стен кирпичных наружных:

08-02-001-01

простых при высоте этажа до 4м

890,79

44,82

34,56

5,40

811,41

5,4

08-02-001-02

простых при высоте этажа свыше 4м

885,31

43,66

30,24

4,73

811,41

5,26

08-02-001-03

средней сложности при высоте этажа до 4м

911,94

49,47

34,56

5,40

827,91

5,66

08-02-001-04

средней сложности при высоте этажа свыше 4м

906,39

48,24

30,24

4,73

827,91

5,52

08-02-001-05

сложных при высоте этажа до 4м

925,94

57,69

34,56

5,40

833,69

6,21

08-02-001-06

сложных при высоте этажа свыше 4м

920,32

56,39

30,24

4,73

833,69

6,07

Кладка стен кирпичных внутренних:

08-02-001-07

при высоте этажа до 4м

893,31

43,24

34,56

5,40

815,51

5,21

08-02-001-08

при высоте этажа свыше 4м

887,67

41,92

30,24

4,73

815,51

5,05

08-02-001-09

Кладка стен приямков и каналов

913,18

58,76

31,10

4,86

823,32

7,08

Заполнение каркасов:

08-02-001-10

при высоте этажа до 4м

910,87

50,55

38,88

6,08

821,44

6,09

08-02-001-11

при высоте этажа свыше 4м

901,59

49,05

31,10

4,86

821,44

5,91

Таблица 08-02-001. Кладка стен из кирпича (редакция 2001г.)

Измеритель: 1м3 кладки

Кладка стен кирпичных наружных средней сложности при высоте этажа

08-02-001-01

до 4м

890,83

44,87

34,56

4,23

811,40

5,40

08-02-001-02

свыше 4м

885,35

43,71

30,24

3,70

811,40

5 26

Кладка стен кирпичных наружных средней сложности при высоте этажа

08-02-001-03

до 4м

912,00

49,53

34,56

4,23

827,91

5,66

08-02-001-04

свыше 4м

906,45

48,30

30,24

3,70

827,91

5,52

Кладка стен кирпичных наружных сложных при высоте этажа

08-02-001-05

до 4м

926,00

57,75

34,56

4,23

833,69

6,21

08-02-001-06

свыше 4м

920,38

56,45

30,24

3,70

833,69

6,07

Кладка стен кирпичных внутренних при высоте этажа

08-02-001-07

до 4м

893,37

43,30

34,56

4,23

815,51

5,21

08-02-001-08

свыше 4м

887,72

41,97

30,24

3,70

815,51

5,05

08-02-001-09

Кладка стен приямков и каналов

913,24

58,83

31,10

3,81

823,31

7,08

Заполнение каркасов при высоте этажа

08-02-001-10

до 4 м

910,93

50,61

38,88

4,76

821,44

6,09

08-02-001-11

свыше 4 м

901,65

49,11

31,10

3,81

821,44

5,91

 

Таблица2

Сравнение единичных расценок из сборника

ФЕР-2001-12 Кровли в редакциях 2008 и 2001 гг.

 

Номера расценок

Наименование и характеристика строительных работ и конструкций

 

Прямые затраты, руб.

В том числе, руб.

Затраты труда рабочих, чел.-ч.

оплата труда рабочих

эксплуатация машин

материалы

Коды неучтенных материалов

Наименование и характеристика неучтенных расценками материалов, единица измерения

всего

в т.ч. оплата труда машинистов

расход неучтенных материалов

1

2

3

4

5

6

7

8

Таблица 12-01-001. Устройство кровель скатных (редакция 2008г.)

Измеритель: 100м2 кровли

Устройство кровель скатных из трех слоев кровельных рулонных материалов

12-01-001-01

на битумной мастике

5178,17

156,42

217,89

4.46

4803,86

16,64

12-01-001-02

на битумной мастике с защитным слоем из гравия на битумной мастике

6493,40

256,24

375,64

16,43

5861.52

27,26

Устройство кровель скатных из наплавляемых материалов:

 

12-01-001-03

в три слоя с защитным слоем из гравия на битумной мастике

15023,83

307,00

254,21

19,54

14462,62

32,66

12-01-001-04

в три слоя

14227,27

210,00

64,49

4,19

13952,78

22,34

12-01-001-05

в два слоя

9772,54

147,86

43,20

2,70

9581,48

15,73

12-01-001-06

в один слой

5328,87

85,73

24,43

1,49

5218,71

9,12

12-01-001-07

Защита ковра скатных кровель гравием на битумной мастике

 

 

1418,74

 

97,01

 

185,87

 

14,54

 

1135,86

 

10,32

Таблица 12-01-001. Устройство кровель скатных (редакция 2001 г.)

Измеритель: 100м2 кровли

Устройство кровель скатных из трех слоев кровельных рулонных материалов:

12-01-001-01

на битумной мастике

5176,53

156,54

216,13

5,08

4803,86

16,64

12-01-001-02

на битумной мастике с защитным слоем из гравия на битумной мастике

6491,38

256,45

373,41

15,24

5861,52

27,26

Устройство кровель скатных из наплавляемых материалов:

12-01-001-03

в три слоя с защитным слоем из гравия на битумной мастике

15047,93

307,25

249,86

19,57

14490,82

32,66

12-01-001-04

в три слоя

14254,22

210,16

63,08

4,55

13980,98

22,34

12-01-001-05

в два слоя

9774,54

147,98

42,15

3,07

9584,41

15,73

12-01-001-06

в один слой

5336,47

85,80

23,84

1,69

5226,83

9,12

12-01-001-07

защита ковра скатных кровель гравием на битумной мастике

1416,92

97,08

183,98

13,44

1135,86

10,32

 

Следует отметить, что пересмотр сметно-нормативной базы осуществлялся при отсутствии ясных методических подходов. Были отменены основ­ные методические указания о порядке разработки: государственных элемент­ных сметных норм на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы (МДС 81-19.2000); сборников сметных цен на ма­териалы, изделия, конструкции, на перевозку грузов для строительства (МДС 81-2.99); сборников сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин (МДС 81-3.99)[1]. Соответствующие новые методические указа­ния не разработаны.

Что касается государственной территориальной системы сметных нор­мативов Санкт-Петербурга, то все её составляющие, включая систему индексов, были скопированы с методически обоснованной и разработанной в начале 2000 годов Региональным Центром ценообразования в строительстве (РЦЦС СПб). Но за прошедшие годы РЦЦС ушёл далеко вперёд, постоянно разрабатывая нормативы на новые технологии, обновляя и дополняя сборники элементных сметных норм и единичных расценок. Центр мониторинга ог­раничился арифметическим пересчётом норм и расценок 2001г.

Переход на «новую» нормативную базу проводится с 2007г. Приказами Минрегионразвития были отменены постановления Госстроя России начала 2000-х годов, вводившие в действие сборники сметных нормативов 2001г.

Создан «Реестр нормативов в области сметного нормирования и цено­образования в сфере градостроительной деятельности». Правомочность сметных нормативов должна подтверждаться включением их в Реестр. При­казом Минрегионразвития установлены признаки достоверности печатных изданий федеральной нормативной базы 2008г. – голограмма и печать ФГУ ФЦЦС. Использование иных сметных нормативов рассматривается как факт криминального характера, о чём свидетельствует приведённый ниже текст из официального письма ФЦЦС от 03.10.2008:

«В конце 2008 года начнутся контрольные мероприятия по проверке достоверности содержимого сметных программ официальной редакции госу­дарственных сметных нормативов.

О выявленных фактах искажения официальных данных в составе авто­матизированных программ сметных расчётов будут информироваться соответствующие контрольно-финансовые и правоохранительные органы».[2]

Строительный комплекс, как может, противодействует переходу на «новую» нормативную базу. Нормативная база 2008г. является обязательной только при определённой сметной стоимости строительства, осуществляемо­го по государственному заказу. При строительстве за счёт частных инвесто­ров стоимость может определяться по любым сметным нормативам.

Но какой «разброд и шатание» вносит деятельность государственных органов ценообразования в строительстве. Сегодня на федеральном и территориальных уровнях имеется по три варианта сметно-нормативных баз 2001г. в редакциях: официально отмененной, но пока наиболее применяемой 2001г., 2008 и 2009 гг.

На разработку нормативной базы 2008г. были затрачены, очевидно, большие деньги из государственного бюджета. Теперь их надо окупить, за­ставив заказчиков, подрядчиков и проектные организации приобретать сбор­ники сметных нормативов, переоснащать программные комплексы.

По мнению автора, затраты денег, труда и нервной энергии на разра­ботку и применение нормативной базы в редакции 2008г. нельзя считать оп­равданными. Административный ресурс и бюджетные средства следовало использовать по другому назначению.

Со времени разработки нормативной базы в ценах на 01.01.2000 прошло 10 лет. За это время обновились техника и технология строительного произ­водства, ассортимент строительных материалов. Инфляция заставляет посто­янно повышать индексы на все виды работ и ресурсов. В среднем стоимость строительно-монтажных работ выросла в 6 – 6,5 раз по сравнению с 2000 го­дом, а по отдельным видам до 9 раз.

Изменились экономические условия деятельности строительных организаций. В 2007г. введен новый Единый тарифно-квалификационный справоч­ник профессий рабочих в строительстве, предусматривающий восемь разря­дов и новые тарифные коэффициенты.

Нормы амортизационных отчислений 1990г, принятые при определе­нии сметных расходов на эксплуатацию строительных машин, давно не дей­ствуют. Сегодня введено понятие «срок полезного использования» основных фондов в соответствии с амортизационными группами. При сокращении срока службы строительных машин увеличиваются амортизационные отчисления и уменьшаются затраты на их ремонт. В строительстве используется много импортной строительной техники, из-за заниженного курса рубля она очень дорога, а в действующих расценках пре­дусмотрено использование отечественных машин.

Этот перечень можно продолжить, но уже ясно, что новая нормативная база ценообразования в строительстве должна разрабатываться на основе об­новленных методических документов, соответствующих современному уровню технического и экономического развития.

В условиях переходной экономики 90-х годов прошлого века Госстрой России сумел организовать создание сметно-нормативной базы 2001г. К её разработке были привлечены заинтересованные министерства и ведомства, 38 специализированных проектных организаций, свыше 80 региональных центров ценообразования в строительстве.

В современных условиях возглавить и организовать эту работу, очевид­но, должны Ассоциация и Союз строителей России, Профессиональный союз инженеров-сметчиков. К разработке современных сметных нормативов сле­дует привлечь всех грамотных специалистов-профессионалов, в т.ч. из кон­салтинговых фирм, занимающимися вопросами ценообразования в строи­тельстве. Участие государственных органов управления строительством должно заключаться в обосновании современной политики ценообразования и в грамотной экспертизе сметной документации на строительство.

Жёсткое государственное регулирование ценообразования противоре­чит принципам саморегулирования, на которые перешло строительство с на­чала этого года. С одной стороны, отменяется государственное регулирование производственно-технической деятельности, где оно как раз необходимо для обеспечения качества и надёжности продукции строительства; с другой, – мелочное вмешательство в определение цены, которая в строительстве явля­ется договорной между заказчиком и подрядчиком. Такая политика дискре­дитирует сметное ценообразование как науку, как важнейшее направление экономической работы строительных организаций, как творческую деятель­ность профессионалов-сметчиков.



[1] Приказом Минрегионразвития от 07.11.2008г №248 «Об отмене Постановления Государственного комитета Российской федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу».

[2] Подчеркнуто автором

Поиск по сайту:
Каталог файлов:
Архив записей:
Погода:

Курс валют:

Статистика:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

сметное дело, технологические карты, примеры смет, индексы изменения сметной стоимости строительства, сметные нормы, технология строительства, стоимость строительства, сметные расценки, книги для сметчика, программы для сметчика, справочник сметчика, самоучитель сметчика, начинающему сметчику, инженер-сметчик