Учебное пособие по вопросам сметного нормирования для начинающих сметчиков - Ценообразование и сметное дело в строительстве - Каталог статей - Электронная библиотека сметчика
 Среда, 2016-12-07, 1:36 PM Регистрация | Вход |
Электронная библиотека сметчика
 ГЛАВНАЯ ФАЙЛЫ СТАТЬИ ПРИМЕРЫ СМЕТ ИНДЕКСЫ ТТК ППР ТИПОВЫЕ СЕРИИ ФОРУМ · RSS

Информация:

В закладки:

Рейтинг@Mail.ru


 Каталог статей
Главная » Статьи » Ценообразование и сметное дело в строительстве

Учебное пособие по вопросам сметного нормирования для начинающих сметчиков


Учебное пособие по вопросам сметного нормирования для начинающих сметчиков

     Учебное пособие подготовлено Центром сметного нормирования ЦНИИЭУС Госстроя России
     Авторы: В.И.Корецкий, М.Ю.Матвеев
     Подготовительные и оформительские работы: И.В.Большова, Г.Д.Иванова, О.Б.Кучер

Введение

     Настоящее учебное пособие предназначено для начинающих сметчиков по изучению вопросов сметного нормирования в строительстве.

     Пособие подготовлено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и документами Госстроя России по сметному нормированию (по состоянию на июнь месяц 2002 года).

     В пособии приводятся основные понятия, порядок определения сметной стоимости и элементов ее составляющей, применяемые сметно-нормативные базы, формы, состав и порядок разработки сметной документации. Сметное нормирование является важнейшим элементом экономических взаимоотношений всех участников инвестиционной деятельности, ибо в проблеме цен перекрещиваются все основные экономические проблемы и определяются темпы и перспективы развития промышленности и емкость рынка ее продукции, темпы развития сельского хозяйства, темпы развития топливно-энергетической базы, силу покупательской способности рубля, реальный уровень зарплаты, налоговая политика и т.п.

I. Понятия и определения в сметном нормировании

     Трактовка понятий и определений должна быть единой для всех участников осуществления строительства и обеспечивать единые правовые и экономические условия их деятельности.

     Рассмотрим основные понятия.

     Инвестиции представляют собой долгосрочные финансовые вложения государственного или частного капитала в различные отрасли народного хозяйства как внутри страны, так и за границей с целью извлечения прибыли.

     Инвестор - физическое или юридическое лицо, помещающее свой капитал в какое-либо юридически самостоятельное предприятие на длительный срок (не менее года) либо в целях получения прибыли, либо в целях получения влияния на компании, либо в связи с тем, что такое сложение средств более выгодно, чем организация собственного производства в данной области.

     Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций.

     Инвестиционный процесс включает в себя непрерывно повторяющиеся инвестиционные циклы, охватывающие ряд стадий (этапов, процедур), связанных с зарождением замысла, его реализацией и достижением заданных показателей эффективности проекта.

     Заказчиком в строительстве является предприятие, учреждение или организация, для которой предназначается подлежащий строительству объект. В его обязанность входит предоставление подрядчику строительной площадки, осуществление своевременного финансирования строительства, снабжение предусмотренные проектом. Функции заказчика определяются соответствующими положениями.

     Спонсор- лицо или организация, помогающая реализовать какое-либо мероприятие, выделяя безвозмездный финансовый или имущественный взнос.

     Капитальное вложение - затраты труда, материально-технических ресурсов и денежных средств, направленные на создание новых или реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов, как производственных, так и непроизводственных.

     Сметная стоимость строительства - сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства соответствующих объектов в соответствии с проектными материалами.

     Сметная стоимость строительства является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирование свободных (договорных) цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные) работы, оплата расходов по приобретению и доставке на стройки оборудования, инструмента, мебели и инвентаря, предусмотренных проектными материалами, а также других затрат, предусмотренных сводным сметным расчетом.

     Сметная стоимость строительно-монтажных работ - сумма денежных средств, необходимых для возведения, расширения, переустройства зданий, сооружений, санитарно-технических устройств, предусмотренных сводным сметным расчетом графами 4 и 5, т.е. только строительные и монтажные работы. Стоимость оборудования, мебели, инвентаря и прочие затраты в сметную стоимость СМР не включаются.

     Прямые затраты - затраты, непосредственно связанные с производством продукции, работ, услуг: основная заработная плата рабочих, стоимость эксплуатации машин, механизмов и материальных ресурсов.

     Сметная норма - совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин и механизмов, потребности в материалах, изделиях и конструкциях), установленная на принятый измеритель работ.

     Сметные нормативы - обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен.

     Сметная себестоимость - нормативные издержки производства (прямые затраты и накладные расходы).

     Цена строительной продукции - издержки производства и нормативная прибыль (сметная стоимость и плановая прибыль).

     Состав и классификация затрат сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ, перечень основных сметных документов приведены на рисунках 1, 2, 3.

     Другие понятия и определения приводятся в соответствующих разделах пособия.

Рис.1. Состав и классификация затрат сметной стоимости


Рис.2. Состав и классификация затрат сметной стоимости строительства


Рис.3. Перечень основных сметных документов

II. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности

     Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также гарантия равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности, определяются законодательством Российской Федерации.

     Важным элементом инвестиционной деятельности является сметное нормирование.

     В этой связи, рассмотрим некоторые правовые вопросы прямо или косвенно относящиеся к сметному нормированию.

     Действовавший ранее Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" от 26.06.91 N 1488-I статье 7 пункт I определял:

     "Основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт) между ними.

     Заключение договоров (контрактов), выбор партнеров, определение обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих законодательству РСФСО, является исключительной компетенцией субъектов инвестиционной деятельности. В осуществление договорных отношений между ними не допускается вмешательство государственных органов и должностных лиц, выходящих за пределы их компетенции".

     В настоящее время действует принятый Государственной Думой 15.07.98 г. и одобренный Советом Федерации 17.07.98 г. закон Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" N 39-Ф3, введенный в действие 25.02.99 г., который гласит следующее: "Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности".

     В статье 8 "Отношения между субъектами инвестиционной деятельности указано: "1. Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключенного между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

     2. Условия договоров и (или) государственных контрактов, заключенных между субъектами инвестиционной деятельности, сохраняют свою силу на весь срок их действия, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами".

     Остановимся на некоторых статьях Гражданского Кодекса Российской Федерации в той или иной мере относящихся к сметному нормированию.

     Статья 421 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает свободу заключения договоров и исключение принуждения в их заключении.

     Статья 424 п.1 определяет: "Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон".

     Статья 709 п.3 устанавливает: "В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком".

     В статье 746 п.1 указано: "Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда".

     Об исполнении указаний заказчика отражается в статье 747 п.3: "Подрядчик обязан исполнять порученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика".

     Статья 450 п.1 определяет условия изменения и расторжения договора: "1. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором".

     2. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут только по решению суда и только при существенном нарушении договора другой стороной.

     Право подрядчика на удерживание предусмотрено статьей 712: "При неисполнении заказчиком обязанности установленную или иную сумму, причитающуюся подрядчику в связи с выполнением договора подряда, подрядчик имеет право на удерживание в соответствии со статьями 359 и 360 Гражданского Кодекса Российской Федерации результата работ".

     Исходя из изложенного выше, следует особенно тщательно и детально проработать условия и подготовку документации для проведения конкурсов (торгов) и последующего формирования договорных цен. Прежде всего, необходимо определиться в ценах.

     Рыночные условия предполагают, как правило, заключение договоров (контрактов) на основе конкурсов (торгов).

     В этом случае основной проблемой (при наличии конкуренции) является достоверная оценка (выгодность) конечных результатов, т.е. конечная контрактная (договорная) цена.

     При этом следует рассматривать следующие аспекты:

     1. Конечный результат определения сметной стоимости строительства (количественные показатели сметной стоимости: затраты труда и машинного времени, материальные ресурсы, определенные в соответствующих ценах, сметная прибыль, косвенные расходы и лимитированные затраты и т.п.) - является договорной ценой.

     2. Подробно оговорить все условия взаиморасчетов.

     Нет надобности доказывать, что первоначальная цена к окончанию строительства будет несколько выше в связи с инфляцией.

     Возможны несколько вариантов формирования цены:

     а) контрактная цена окончательная

     Цб+Цин=Цк, (1)

где:

     Цб - базисная цена работ (объекта);

     Цин - увеличение цены за счет инфляции;

     Цк - цена контракта.

     В этом случае имеет место выигрыша или проигрыша в зависимости от экономических условий периода осуществления строительства. При идеальных условиях стороны не несут никакого ущерба.

     б) цена контракта скользящая

     Цб+Цку=Цк, (2)

где:

     Цку - прирост цены в конкретном временном интервале с учетом инфляции.

     В этом случае расчет будет производиться по текущему уровню цен.

     Формирование контрактной цены, как правило, осуществляется на основе данных о рыночной цене строительной продукции по договоренности между заказчиком и подрядчиком. При этом рыночная цена представляет собой среднюю стоимость строительства (реконструкции, ремонта) зданий и сооружений в конкретный период строительства на определенном рынке.

     По условиям формирования рыночные цены подразделяются на следующие виды:

     - в условиях свободной конкуренции - свободная рыночная цена;

     - в условиях монопольного положения субъекта инвестиционной деятельности - монопольная рыночная цена (высокая или низкая);

     - в условиях сознательного занижения в сравнении с рыночным уровнем цен - демпинговая цена;

     - в условиях государственного регулирования цен - регулируемые; (твердо установленной величины - фиксированные; ограниченные пределами верхним или нижним - предельные).

Сметно-нормативная база

     Особое место в определении сметной стоимости строительства, формировании договорных отношений и расчетов за выполненные работы занимает сметно-нормативная база.

     Состав сметных нормативов приведен по соответствующим уровням: федеральный, отраслевой, территориальный и фирменный (см. Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, МДС 81-1.99), а правила разработки, ввода в действие и применения сметных нормативов указаны в своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94*).
________________
     * В настоящее время действует "Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (МДС 81-35.2004)  - Примечание изготовителя базы данных.

     В соответствии с Постановлением Госстроя России от 11.02.98 N 18-15 "О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве" пункт 6 предусмотрено: "Установить, что, начиная с 1 января 2001 г., вся сметная документация для строек и объектов, финансируемых из федерального бюджета, должна составляться на основе новой сметно-нормативной базы...".

     Несмотря на то, что Постановлением Госстроя России от 30 июля 2001 года N 90 постановление от 11.02.98 N 18-15 отменено в связи с отказом Минюста России в его государственной регистрации, переход на новую сметно-нормативную базу не отменяется.

     При этом следует руководствоваться решениями коллегии Госстроя России от 12 июля 2001 г. N 15 и Постановлением Госстроя России от 12.01.2001 г. N 8*.
________________
     * Внимание! Документ недействующий.  - Примечание изготовителя базы данных.

     Так, Постановлением N 8 установлено, что сметная документация на строительство объектов социальной сферы, включая реконструкцию и капитальный ремонт, должна составляться на основе новой сметно-нормативной базы, начиная со II квартала 2001 г., а по объектам производственного назначения с III квартала 2001 г. Последующая индексация стоимости строительной продукции должна производиться к уровню цен, учтенному в сметно-нормативной базе 2001 г. Ранее утвержденная сметная документация объектов строительства, реконструкции и ремонта обязательному пересчету не подлежит.

     При этом Постановлением N 8 разрешено наряду с применением новой сметно-нормативной базе использование нормативов, введенных Госстроем СССР с 1 января 1991 (1984) г. для расчетов за выполненные работы в соответствии с ранее заключенными договорами на строительство. Использование вновь разработанных государственных элементных сметных норм для составления сметной документации ресурсным методом и расчетов за выполненные работы по мере введения их в действие.

     Анализируя ход подготовки новой сметно-нормативной базы, следует отметить, что в установленные Госстроем сроки она не может быть введена.

     Так, по состоянию на конец 2001 г. в полном объеме федеральная сметно-нормативная база отсутствует. Вместе с тем, на ее основе должны разрабатываться производственно-отраслевые сметные нормативы - ПОСН-81; территориальные сметные нормативы - ТСН-81; фирменные сметные нормативы - ФСН-81. На что потребуется значительные затраты времени, труда и финансовых ресурсов.

     Таким образом, по временным параметрам разработки отраслевых, территориальных и фирменных сметных нормативов выходят за пределы 2001 г.

     По нашему мнению переход на новую сметно-нормативную базу в полном объеме возможен в 2003-2005 годах. Так как база 2001 года (федеральная) в полном объеме пока не существует, и будет вводиться поэтапно.

     Разработка отраслевых и региональных сметных нормативов основывается на федеральной сметно-нормативной базе и находится в начальной стадии. Вместе с тем, по этой причине строительство объектов не может, не должно прекратиться.

     В этой связи будут применяться ранее введенные сметно-нормативные базы 1984 и 1991 гг. впредь до полной готовности базы 2001 года.

     Как правило, выбор сметно-нормативной базы для определения сметной стоимости строительства осуществляется заказчиком. При условии, что уже известен подрядчик - по согласованию сторон.

     Рассмотрим преимущества и недостатки приведенных выше сметно-нормативных баз.

     В настоящее время находится в применении несколько сметно-нормативных баз, рекомендуемых (не запрещенных) Госстроем России:

     сметно-нормативная база, введенная в действие с 1 января 1984 года,

     сметно-нормативная база, введенная в действие с 1 января 1991 года, также ряд сметных нормативов, введенных в действие в последующие годы (ресурсные сметные нормы (РСН) на монтаж оборудования и специальные строительные работы). ЦНИИЭУСом разработаны все ресурсные сметные нормы (РСН) на строительные работы (за исключением трех сборников), ресурсные сметные нормы на ремонтно-строительные работы разработаны все 19 сборников норм и расценки, которые утверждены Госстроем России (разработчик РЦЦС Санкт-Петербург, экспертиза ЦНИИЭУС).

     Разработанные ресурсные сметные нормы уже успешно применяются на отраслевом (организации Газпрома и некоторых других отраслей) уровне, региональном и фирменных уровнях, введенных в действие соответствующими органами управления, что вполне соответствует Своду правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94* пункт 4.2.2 РСН, разработанные ЦНИИЭУСом нашли применение в ближнем зарубежье (Казахстан, Узбекистан, Украина, Туркменистан)).
________________
     * В настоящее время действует МДС 81-35.2004.  - Примечание изготовителя базы данных.

     Ресурсные сметные нормы разработаны на основе действующих производственных норм, СНиР и обосновывающих материалов к ним и с учетом сметно-нормативных документов Госстроя (Минстроя) России. Разработанные ЦНИИЭУСом ресурсные сметные нормы положены в основу подготовки федеральной сметно-нормативной базы 2001 года.

     Анализ действующих сметно-нормативных баз (1984 и 1991 гг.) на предмет их соответствия реальным условиям производства СМР и степени достоверности сметной стоимости строительства, определяемой на их основе, а также рыночным условиям приводится в ряде научных работ и публикаций ЦНИИЭУС и других научно-исследовательских и проектных организаций.

     В тезисном плане можно отметить следующее.

     Сметно-нормативная база 1984 года разработана на основе устаревших производственных норм - ЕНиР-69. В ней отсутствуют коды ресурсов (в ЭСН и ЕРЕР), что усложняет разработку и проверку сметной документации.

     В ЭСН-84 не выделены затраты труда машинистов, что усложняет определение косвенных расходов с применением показателя ФОТ. Кроме того, возникают некоторые сложности в формировании договорных обязательств и расчетов за выполненные работы и услуги генподрядных и субподрядных (подразделений механизации) организаций.

     Сметно-нормативная база 1991 года была разработана на основе обновленных производственных норм ЕНиР-87, в ней приведены коды ресурсов и выделены затраты труда машинистов, т.е. устранены недостатки сметно-нормативной базы 1984 года.

     Вместе с тем, по ряду причин методического организационного и психологического плана база 1991 года не нашла широкого применения.

     Так, вместо ЭСН и ЕРЕР в базе 1984 года разработаны совмещенная форма сметных норм и единичных расценок - СНиР-91. Причем расценка приведена только для базисного района (Московская область), что вызывает необходимость привязки (разработки) единичных расценок для других территориальных районов. Кроме того, база 1991 года не была своевременно издана и доведена до пользователей, пользователи не были подготовлены к ее применению в методическом и организационном плане. Также отсутствовало решение об обязательном переходе на сметно-нормативную базу 1991 года (база 1991 года была признана рекомендательной), было разрешение Госстроя России на применение сметно-нормативной базы 1984 года. Ко всему, влияние оказал психологический фактор - привычка использования уже изученных сметных нормативов и некоторый консерватизм к новым нормативам.

     При всем этом, следует отметить общий существенный недостаток баз 1984 и 1991 гг. Эти базы не отражают реальных условий производства СМР и достоверный уровень затрат в сметной стоимости строительства.

     Так, по данным бывшего Госкомстата СССР фактические затраты труда рабочих и время эксплуатации машин по сравнению со сметными значительно занижены (в среднем в два раза).

     На основании множества обращений министерств, ведомств и строительных организаций, а также на основании данных бывшего Госкомстата СССР бывший Госстрой СССР рассмотрел этот вопрос и принял решение об устранении этого несоответствия.

     По заданию б. Госстроя СССР в соответствии с письмом от 21.04.88 N ЛЗ-1555-21 и письмом Управления сметных норм и ценообразования в строительстве Госстроя СССР от 01.09.88 N 21-1113 "Об учете в рамках действующих сметных норм и цен дополнительных расходов организаций", где было указано: "Госстрой СССР письмом N ЛЗ-1555-21 поручил министерствам и ведомствам СССР, Советам Министров, Госстроем и Минстроем союзных республик представить расчеты дополнительных затрат, вызванных ценообразующими факторами, не в полной мере учитывающими действующей системой сметных норм и цен, из-за чего у строительных организаций снижается уровень рентабельности.

     ...ЦНИИЭУС участвует в подготовке предложений по возможному уточнению отдельных сметных нормативов действующей системы, которые целесообразно осуществить еще до общего перехода на новые сметные нормы с 1 января 1991 года".

     ЦНИИЭУСом были разработаны соответствующие поправочные коэффициенты, получившие одобрение б. Госстроя СССР.

     По ряду известных объективных причин временного и организационного характера соответствующие поправки ни в действующую в тот период базу 1984 года, ни в подготовленную к вводу в действие с 1 января 1991 года базу не были внесены.

     Свое применение эти коэффициенты нашли при разработке по заданию Госстроя России новых сметных нормативов - ресурсных сметных норм.

     По этому заданию ЦНИИЭУСом и другими организациями было разработано 39 сборников ресурсных сметных на монтаж оборудования и более 12 сборников на специальные строительные работы, которые введены в действие Госстроем России.

     Вполне справедливо необходимость уточнения некоторых показателей сметно-нормативных баз 1984 и 1991 годов отмечает Минстрой России.

     Так в вестнике Главценообразования Минстроя России Выпуск 1 за 1995 год (стр.30) дано разъяснение: "О сметно-нормативной базе, введенной в действие с 01.01.84 или с 01.01.91", где указано: "Сметно-нормативная база, введенная в действие с 1 января 1984 г. или с 1 января 1991 г., используется на территории Российской Федерации в качестве справочного материала.

     В связи с этим все изменения указанных сметных норм, в т.ч. затрат труда работников строительства, времени строительных машин, потребности в строительных материалах, связанных с выходом новых законодательных нормативных документов, а также условиями производства работ, могут учитываться в сметах на основе исходных данных подрядных организаций, согласованных с заказчиком".

     Минстрой России письмом от 26.09.95 N ВБ-29/12-263 обозначил порядок применения коэффициентов к нормам затрат труда и времени эксплуатации машин и механизмов: "...Поправочные коэффициенты применяются к показателям затрат труда и времени эксплуатации машин и механизмов, определенных на основе производственных (элементарных) норм ЕНиР и ВНиР издания 1987 г. и представленных в сборниках РСН. Указанные коэффициенты обеспечивают переход от производственного уровня затрат к сметному в соответствии с п.4 Общей части ЕНиР-87 и учитывают объективно существующие в строительстве технологические перерывы, организационные простои, по причинам независящим от строителей, а также ряд вспомогательных и сопутствующих работ, не предусмотренных производственниками (элементными) нормами ЕНиР и ВНиР.".

     Таким образом, применение поправочных коэффициентов вполне обосновано.

     Учитывая, что в настоящее время применяются сметно-нормативные базы 1984 г. и 1991 г., в которых не учтены поправочные коэффициенты, а Госстроем России введено в действие значительное количество новых сметных нормативов - ресурсных сметных норм (РСН), в которых учтены поправочные коэффициенты (коэффициенты комплексности) и которые уже находят свое применение, создалось положение, что при использовании различных не запрещенных сметно-нормативных баз, уровень сметной стоимости имеет разные результирующие показатели. Этим создаются неравные условия производственно-хозяйственной деятельности различных подрядных организаций.

     В целях создания приемлемо равных условий в определении сметной стоимости СМР для подрядных организаций и организаций заказчиков, ЦНИИЭУСом предложено к базе 1991 года применять поправочные коэффициенты в уровне и в порядке, изложенном в журнале "Экономика строительства" N II за 1995 год.

     Вместе с тем, в настоящее время широко применяется сметно-нормативная база 1984 года (видимо еще определенный временной период эта база будет применяться). В этой связи целесообразно применять поправочные коэффициенты и к этой базе. При этом следует учитывать переход от ЕНиР-69 к ЕНиР-87, т.е. поправочные коэффициенты к базе 1984 года следует применять с индексом 0,95, о чем было опубликовано ЦНИИЭУСом в ряде работ.

     В соответствии с современными условиями и перспективами развития рыночных отношений, ЦНИИЭУСом совместно с рядом организаций разработаны ресурсные сметные нормы (РСН) на строительные и ремонтно-строительные работы, внесены уточнения в разработанные ранее РСН на монтаж оборудования и специальные строительные работы.

     Как было отмечено ранее, ресурсные сметные нормы (РСН) разработаны с учетом нормативных и методических документов по ценообразованию и сметному нормированию Госстроя (Минстроя) России на основе сметных норм и расценок 1991 года (СНиР-91) и обосновывающих материалов к ним.

     Рассмотрим несколько подробнее состав и содержание ресурсных сметных норм (РСН).

     РСН разработаны по той же номенклатуре работ и конструктивных элементов, что содержится в сборниках сметных норм и расценок 1991 г, (СНиР-91) с исключением устаревших и добавлением новых видов работ. Ресурсные сметные нормы разработаны в составе 47-ми сборников на строительные и специальные строительные работы, 39-ти сборников на монтаж оборудования и 19-ти сборников на ремонтно-строительные работы.

     РСН предназначены для определения прямых затрат в составе сметной стоимости строительно-монтажных работ, для разработки укрупнения сметных нормативов, могут использоваться при разработке ПОС и ППP, a также для расчетов за выполненные работы. Они обеспечивают возможность разработки локальных смет ресурсным методом с широким применением ЭВМ.

     Ресурсные сметные нормы отражают среднеотраслевой уровень затрат по принятой технике, технологии и организации работ и могут применяться при определении сметной стоимости строительно-монтажных работ всеми заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

     Выполнение работ в РСН предусмотрено в соответствии с требованиями части 3 СНиП "Организация, производство и приемка работ" и с соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, предусмотренных соответствующими нормативными актами.

     Номенклатура работ и конструктивных элементов, содержание сборников и таблиц, наименование показателей в РСН соответствует данным, приведенным в сборниках СНиР-91. Коды ресурсов, приведенных в РСН, соответствуют кодам, приведенным в СНиП 4.03-91* и 4.04-91, что обеспечивает сопоставимость СНиР и РСН. Нормами сборников РСН учтены, но в описании работ не приведены затраты на мелкие вспомогательные и сопутствующие операции.
________________
     * Взамен действует Федеральный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств.  - Примечание изготовителя базы данных.

     Каждый сборник РСН содержит техническую часть и таблицы норм. В технических частях приводятся положения о назначении и порядке применения норм, правила подсчета объемов работ и коэффициенты, обусловленные специфическими особенностями работ, приведенных в данном сборнике.

     Таблицы РСН имеют наименование, описание состава работ, измерители норм, шифры (коды) и единицы измерения ресурсов и их количественные показатели.

     Таблицы ресурсных сметных норм содержат следующие показатели:

     Затраты труда рабочих строителей в чел.-ч;

     средний разряд работ;

     затраты труда машинистов в чел.-ч;

    затраты машинного времени по полному перечню строительных машин и механизмов в  маш.-ч;

     расход материалов, деталей и конструкций по полному перечню в физических (натуральных) единицах измерения.

     Затраты труда и времени эксплуатации строительных машин и механизмов определены на основе действующих производственных норм ЕНиР и ВНиР, а при их отсутствии - на основе местных норм.

     Расход материальных ресурсов определен на основе нормативных показателей расхода материалов, утвержденных Госстроем России письмом от 15.01.98 N ВБ-20-8/12, а также на основе технологических карт и другой технологической документации с учетом минимальных отходов по материалам, которые требуют обработки или подгонки при укладке их в проектное положение.

     Расход неоднократно используемых (оборачиваемых) материалов и деталей определен с учетом технически обоснованного числа оборотов и норм допустимых потерь после каждого оборота.

     Применение ресурсных сметных норм при определении сметной стоимости позволит обеспечить достаточно высокую степень ее достоверности и определить ее в любой временной период.

     В основу разработки федеральных сметных норм (ГЭСМ) положены ресурсные сметные нормы, разработанные ЦНИИЭУСом. При этом некоторые положения РСН уточнены Госстроем России.

     В частности Госстроем дифференцированы коэффициенты, о которых шла речь ранее. "Методические рекомендации по применению дифференцированных поправочных коэффициентов ко времени эксплуатации строительных машин и механизмов и определению справочных коэффициентов к затратам труда рабочих - строителей", введенные в действие письмом Госстроя России от 19.10.99 N НЗ-3605/10.

     В связи с тем обстоятельством, что сметные нормы на монтаж оборудования и пусконаладочные работы разработаны впервые (до этого существовали расценки на монтаж оборудования и пусконаладочные работы), остановимся на этих нормативах несколько подробнее.

     Так, в сборниках расценок на монтаж оборудования 1984 и 1991 годов все расценки носили закрытый характер, т.е. не раскрывался в полном объеме состав учитываемых затрат, что вызывало множество вопросов у пользователей сметными нормативами.

     Весьма важным является вопрос методов определения и пересчета сметной стоимости.

     В настоящее время существует несколько методов определения сметной стоимости строительства.

     Базисно компенсационный, представляющий собой суммирование стоимости, исчисленной в базисном уровне сметных цен, и определенных расчетом дополнительных затрат, связанных с ростом цен и тарифов на потребляемые ресурсы, с уточнением этих расчетов в процессе строительства в зависимости от реальных изменений цен и тарифов.

     Базисно индексный, представляет собой применение текущих или прогнозных индексов к сметной стоимости, определенной в базисном или текущем уровне цен.

     Ресурсный, представляет собой калькулирование потребности в ресурсах (материалах, изделиях, конструкциях с учетом данных о расстояниях и способах их перевозки, энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и механизмов и их состав, затрат труда рабочих строителей и машинистов) с последующей оценкой их в текущих (прогнозных) ценах, а также в базисном уровне цен.

     Ресурсно-индексный, представляет собой сочетание ресурсного метода с системой индексов (текущих или прогнозных).

     Метод применения банков данных о стоимости ранее построенных объектов.

     Ресурсный метод, рекомендованный Госстроем России как наиболее предпочтительный, подробно изложен в Методических рекомендациях по составлению сметных расчетов (смет) на строительные и монтажные работы (письмо Минстроя России от 10.12.92 г. N БФ-926/12).

     В настоящее время широкое применение имеют базисно индексный и ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства. Вместе с тем применение этих методов не обеспечивает необходимой достоверности уровня сметной стоимости строительства.

     При применении базисно индексного и ресурсно-индексного методов уровень сметной стоимости и ее достоверность в определенной мере зависит от выбранной сметно-нормативной базы и применяемых индексов.

     О сметно-нормативных базах было изложено ранее, относительно индексов расчета и пересчета сметной стоимости следует отметить, что они весьма и весьма усреднены. Это приводит к значительным погрешностям в уровне сметной стоимости строительства.

     Например, при расчете индексов по материалам принято:

     Сталь сортовая - одно наименование на все виды стали.

     Фактически по Ценнику N 1 (1991г.) - 183 наименования. При этом цены за одну тонну составляют от 150 до 298 рублей, т.е. отклонения составляют в два раза.

     Арматура для ж/д конструкций - в расчете индексов на все виды арматуры принято одно наименование, фактически по Ценнику N 1 приведено 86 наименований. При этом цены составляют от 199 до 327 руб. Отклонение в ценах составляют в 1,64 раза.

     Трубы водо-газопроводные - одно наименование, по Ценнику N 1 11 наименований, причем цены колеблются от 0,32 до 3,4 руб. за 1 метр, что приводит к отклонениям в 10,6 раза. Такое положение имеет место по большинству материалов.

     Заработная плата в различных регионах и в различных организациях в пределах регионов колеблется в значительных пределах. Стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов зависит от состава парка, его технического состояния, а также стоимости топливно-энергетических ресурсов. Как известно, парк строительных машин и его техническое состояние весьма разнообразны. Стоимость материалов зависит от уровня цен поставщиков, форм снабжения и транспортных расходов.

     Все это свидетельствует о том, что подрядные организации ставятся в разные условия осуществления строительства (одни недополучают, другие переполучают). Это в равной мере относится и к заказчикам.

     При сопоставлении ресурсно-индексного и базисно-индексного методов определения сметной стоимости строительства, следует отметить, что ресурсно-индексный метод позволяет более точно (более достоверно) определить сметную стоимость строительства (с меньшей погрешностью) по сравнению с базисно-индексным. Сущность этого положения заключается в том, что при ресурсно-индексном методе индексы применяются только к незначительной части стоимостных показателей, составляющих сметную стоимость, - к прочим машинам и прочим материалам. Как правило, эти затраты составляют до 5% от стоимости основных машин и материалов (имеется ввиду от каждого элемента). При базисно-индексном методе индексы применяются к полной стоимости всех элементов сметных затрат.

     Одним из важнейших направлений, обеспечивающих формирование договорных отношений участников инвестиционного процесса на базе реальной (достоверной) сметной стоимости строительства, является переход на ресурсный метод определения сметной стоимости строительства с использованием новых ресурсных сметных норм и широким применением вычислительной техники.

     Формы сметной документации, порядок расчета показателей при определении сметной стоимости ресурсным методом приводится в соответствующих методических документах (от 10.12.92 г. N БФ-926/12 и МДС 81-1.99 от 26.04.99г.).

Категория: Ценообразование и сметное дело в строительстве | Добавлено: 2011-04-17
Просмотров: 19498 | Рейтинг: 4.4/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2016
Поиск по сайту:
Каталог файлов:
Погода:

Курс валют:

Статистика:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

сметное дело, технологические карты, примеры смет, индексы изменения сметной стоимости строительства, сметные нормы, технология строительства, стоимость строительства, сметные расценки, книги для сметчика, программы для сметчика, справочник сметчика, самоучитель сметчика, начинающему сметчику, инженер-сметчик