Нормы списания материалов - Организация строительства - Каталог статей - Электронная библиотека сметчика
 Суббота, 2016-12-03, 4:38 PM Регистрация | Вход |
Электронная библиотека сметчика
 ГЛАВНАЯ ФАЙЛЫ СТАТЬИ ПРИМЕРЫ СМЕТ ИНДЕКСЫ ТТК ППР ТИПОВЫЕ СЕРИИ ФОРУМ · RSS

Информация:

В закладки:

Рейтинг@Mail.ru


 Каталог статей
Главная » Статьи » Организация строительства

Нормы списания материалов


"Главбух". Приложение "Учет в строительстве", N 2, 2004


НОРМЫ СПИСАНИЯ МАТЕРИАЛОВ


Стоимость выполняемых работ во многом зависит от расходов на стройматериалы. Особенно если речь идет об элитных объектах, при строительстве или ремонте которых используют дорогие материалы. Поэтому, составляя смету на работы, организации нужно заложить в нее определенные нормы расхода материалов. Подробнее об этом мы поговорим в нашей статье.


Нормы расхода стройматериалов


Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя строительные нормы и правила: ч.4 СНиП "Сметные нормы и правила" и другие сметные нормативные документы.

Сметные нормативы - это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники. Они используются для определения сметной стоимости строительства и реконструкции объектов.

Сметной нормой называется совокупность ресурсов (затрат труда работников, времени работы строительных машин, потребности в материалах, изделиях и конструкциях и т.п.), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Главная функция сметных норм - определить нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения той или иной работы.

Сметные нормы составляют из расчета того, что работа выполняется в нормальных условиях, не осложненных внешними факторами. Если же работа выполняется в особых условиях (стесненности, загазованности, вблизи действующего оборудования, в районах со специфическими факторами), то к сметным нормам применяются коэффициенты, приводимые в общих положениях к сборникам нормативов.

Существуют следующие сметные нормативы:

- федеральные (общереспубликанские);

- ведомственные (отраслевые);

- региональные (местные);

- собственная нормативная база пользователя.

Стоимость строительства в сметах может определяться различными методами.

1. Ресурсный метод. Он состоит в том, что все затраты суммируются в натуральном выражении в текущих ценах. При этом используются такие показатели, как трудоемкость (чел.-ч), время использования строительных машин (маш/ч), расход материалов и комплектующих (шт., кв. м и т.д.).

Чтобы определить эти показатели, организация может использовать свои данные или воспользоваться одним из сборников нормативных показателей, а также федеральным сборником сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств.

2. Базисно-индексный метод. Согласно этому методу стоимость строительства определяется так: складывается стоимость укрупненных видов строительной продукции в базисных ценах, а полученный результат умножается на индексы пересчета базисных цен в текущие.

3. Ресурсно-индексный метод: стоимость строительства определяется ресурсным методом в базисных ценах (на 1 января 2000 г.) и умножается на индексы, приводящие эти цены к сегодняшнему уровню.

4. Базисно-компенсационный метод: складываются стоимость работ и затрат в базисном уровне цен и дополнительные затраты, связанные с изменениями цен и тарифов на строительные ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые и пр.).

5. Используются данные о ранее построенных или запроектированных объектах.


Пример 1. ООО "Строитель" заключило договор на выполнение ремонтных работ для ЗАО "Рената".

В соответствии с договором ООО "Строитель" должно покрасить стены в цехе ЗАО "Рената" водоэмульсионной краской. Ранее эти стены были покрашены масляной краской.

Площадь окрашиваемых стен составляет 600 кв. м. Договорная стоимость работ - 55 000 руб. (чтобы упростить пример, мы предположим, что ООО "Строитель" не является плательщиком НДС).

Составляя смету <*>, ООО "Строитель" использовало сборник ГЭСНр-2001-62 "Малярные работы" (ресурсный метод), утвержденный Постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. N 77. В нормах сборника расход материалов рассчитан на выполнение всего комплекса работ, необходимых при повторной окраске ранее окрашенных поверхностей.

--------------------------------

<*> Подробнее о составлении смет читайте в статье, опубликованной в Приложении N 2, 2003, с. 52.


Кроме того, расход материалов по окраске поверхностей рассчитан исходя из условий их производства с использованием готовых составов шпатлевок, грунтовок, колеров.

В частности, при выполнении работ по окраске стен водоэмульсионной краской в комплекс работ, предусмотренных ГЭСНр-2001-62, входят следующие операции: очистка от загрязнений; расчистка отстающей краски; расшивка трещин и щелей; огрунтовка раствором мыловара; подмазка трещин и выбоин; шлифовка подмазанных мест; шпатлевка расчищенных и подмазанных мест; шлифовка шпатлевки; вторая шпатлевка; шлифовка; огрунтовка прошпатлеванных и подмазанных мест; флейцевание; шлифовка; первая окраска; флейцевание; шлифовка шкуркой окрашенной поверхности; вторая окраска; флейцевание или торцевание.

Площадь окраски стен масляными составами определяется за вычетом площади проемов по наружному обводу коробок с добавлением площади окраски столбов, пилястр, ниш, оконных и дверных откосов.

Нормы расхода на 100 кв. м окрашиваемой поверхности (окрашивание водоэмульсионным составом поверхностей стен, окрашенных ранее масляной краской с расчисткой старой краски более 35%) установлены в таблице ГЭСНр 62-16 (в нашем случае - норма 62-16-9):

1) затраты труда рабочих-строителей - 33,89 чел.-ч (средний разряд работы - 3,1);

2) затраты труда машинистов - 0,16 чел.-ч;

3) машины и механизмы: подъемники мачтовые - 0,1 маш.-ч; автомобиль бортовой - 0,06 маш.-ч;

4) материалы:

- 101-9844 - краски водоэмульсионные - 0,071 т;

- 101-0623 - мыло хозяйственное - 5,1 шт.;

- 101-0620 - мел молотый - 0,0255 т;

- 101-1712 - шпатлевка - 0,072 т;

- 101-1916 - бумага шлифовальная - 0,0016 х 1000 кв. м;

- 101-0639 - пемза - 0,0044 куб. м;

- 411-1002 - вода - 0,24 куб. м;

- 101-1840 - клей малярный - 4,02 кг.

Исходя из вышеуказанных норм ГЭСНр-2001-62, сметная стоимость материалов, необходимых для выполнения работы (с учетом того, что фактическая окрашиваемая площадь составляет 600 кв. м), была рассчитана следующим образом.


Ведомость потребности в материалах и расчет стоимости

материалов по объекту и разделам сметы


N
п/п

Коды
материалов

Наименование
материалов

Ед.
изм.

Количество

Стоимость
ед. измер.
материала,
руб.

Всего
сметная
стоимость,
руб.

1

2

3

4

5

6

7

1

101-9844

Краски водоэмульсионные

кг

71 х 6 =
426,00

26,00

11 076,00

2

101-0623

Мыло хозяйственное

шт.

5,1 х 6 =
30,60

2,80

85,68

3

101-0620

Мел молотый

кг

25,5 х 6 =
153,00

12,90

1 973,70

4

101-1712

Шпатлевка

кг

72 х 6 =
432,00

33,50

14 472,00

5

101-1916

Бумага шлифовальная

кв. м

1,6 х 6 =
9,60

45,00

432,00

6

101-0639

Пемза

куб. м

0,0044 х 6 =
0,0264

6 000,00

158,40

7

101-1840

Клей малярный

кг

4,02 х 6 =
24,12

40,20

969,62

Итого

29 167,40


Как списать расходы в бухучете


Как указано в п.11 Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденного Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г. N 167, затраты подрядчика складываются из всех расходов, связанных с выполнением подрядных работ по договору. Иными словами, в бухучете в состав расходов нужно включить всю стоимость материалов, израсходованных в ходе строительства или ремонта (даже если этот расход превышает норму, заложенную в смете). Аналогичным образом списываются материалы в том случае, когда застройщик выполняет работы собственными силами (п.8 ПБУ 2/94).


Пример 2. Вернемся к условиям примера 1.

Предположим, что фактически при выполнении работ по окраске стен в цехе ЗАО "Рената" были осуществлены следующие расходы:

- израсходованы материалы на сумму 30 000 руб.;

- начислена зарплата работникам (с учетом ЕСН, взносов в ПФР и от несчастных случаев) в сумме 10 101 руб.;

- начислена амортизация основных средств - 50 руб.;

- списаны общехозяйственные расходы, приходящиеся на данный заказ, - 4895 руб. (в соответствии с учетной политикой счет 26 закрывается на счет 20).

В учете ООО "Строитель" бухгалтер сделает следующие проводки:

Дебет 20 Кредит 10

- 30 000 руб. - списаны израсходованные материалы;

Дебет 20 Кредит 70 (69)

- 10 101 руб. - начислена зарплата работникам (с учетом ЕСН, страховых взносов в ПФР и от несчастных случаев на производстве);

Дебет 20 Кредит 02

- 50 руб. - начислена амортизация основных средств, использованных в ходе ремонта;

Дебет 20 Кредит 26

- 4895 руб. - списаны общехозяйственные расходы, приходящиеся на данный заказ;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 55 000 руб. - отражена выручка от выполнения ремонтных работ для ЗАО "Рената";

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20

- 45 046 руб. (30 000 + 10 101 + 50 + 4895) - списаны расходы по выполнению ремонтных работ для ЗАО "Рената";

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

- 9954 руб. (55 000 - 45 046) - отражена прибыль от выполнения ремонтных работ для ЗАО "Рената".


Если организация выполняет работы из материалов, предоставленных заказчиком, то полученные от заказчика материалы должны рассматриваться как давальческое сырье и отражаться на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку".


Пример 3. Изменим условия примеров 1 и 2. Предположим, что водоэмульсионная краска стоимостью 11 076 руб. была предоставлена заказчиком - ЗАО "Рената". Остальные материалы на общую сумму по смете 18 091,4 руб. (29 167,4 - 11 076,0) ООО "Строитель" приобрело самостоятельно. Фактически было приобретено материалов на сумму 18 500 руб. Все эти материалы были использованы при покраске стен. Остальные расходы те же, что и в примере 2.

Поскольку частично работы были выполнены из материала заказчика, то стоимость работ составила не 55 000 руб., а 43 924 руб. (55 000 - 11 076).

В этом случае бухгалтер ООО "Строитель" должен отразить в учете операции следующим образом:

Дебет 003

- 11 076 руб. - получена водоэмульсионная краска от ЗАО "Рената";

Дебет 20 Кредит 10

- 18 500 руб. - списаны израсходованные материалы (кроме водоэмульсионной краски, предоставленной заказчиком);

Кредит 003

- 11 076 руб. - списана водоэмульсионная краска, израсходованная при выполнении работ;

Дебет 20 Кредит 70 (69)

- 10 101 руб. - начислена зарплата работникам (с учетом ЕСН, страховых взносов в ПФР и от несчастных случаев на производстве);

Дебет 20 Кредит 02

- 50 руб. - начислена амортизация основных средств, использованных в ходе ремонта;

Дебет 20 Кредит 26

- 4895 руб. - списаны общехозяйственные расходы, приходящиеся на данный заказ;

Дебет 62 Кредит 90 субсчет "Выручка"

- 43 924 руб. - отражена выручка от выполнения ремонтных работ для ЗАО "Рената";

Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 20

- 33 546 руб. (18 500 + 10 101 + 50 + 4895) - списаны расходы по выполнению ремонтных работ для ЗАО "Рената";

Дебет 90 субсчет "Прибыль/убыток от продаж" Кредит 99

- 10 378 руб. (43 924 - 33 546) - отражена прибыль от выполнения ремонтных работ для ЗАО "Рената".


Как списать расходы в налоговом учете


Стоимость материалов, которые используются при выполнении работ, относится к материальным расходам (пп.1 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ). При этом никаких ограничений по количеству расходуемых материалов (в соответствии с установленными нормами, нормативами и т.д.) в данной статье Налогового кодекса РФ не установлено. Главное - расходы нужно документально подтвердить и обосновать. Это вытекает из п.1 ст.252 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в налоговом учете на расходы списывается вся стоимость израсходованных материалов, а не та, что была заложена в смете. При этом в учетной политике строительной организации должен быть прописан порядок определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при выполнении работ. Иными словами, необходимо выбрать один из методов оценки материалов, предусмотренных в п.8 ст.254 Налогового кодекса РФ:

- метод оценки по стоимости единицы запасов;

- метод оценки по средней стоимости;

- метод оценки по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);

- метод оценки по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).


Пример 4. Вернемся к условиям примеров 2 и 3, предположив, что и для целей бухгалтерского учета, и для целей налогообложения ООО "Строитель" оценивает используемые при выполнении работ материалы по средней стоимости.

В этом случае налогооблагаемая прибыль в обоих примерах совпадает с бухгалтерской прибылью.


Р.П.Ничук

Аудитор

Категория: Организация строительства | Добавлено: 2010-01-07
Просмотров: 55834 | Рейтинг: 4.7/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2016
Поиск по сайту:
Каталог файлов:
Погода:

Курс валют:

Статистика:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

сметное дело, технологические карты, примеры смет, индексы изменения сметной стоимости строительства, сметные нормы, технология строительства, стоимость строительства, сметные расценки, книги для сметчика, программы для сметчика, справочник сметчика, самоучитель сметчика, начинающему сметчику, инженер-сметчик