Саморегулирование в области проектирования, строительства и инженерных изысканий - Организация строительства - Каталог статей - Электронная библиотека сметчика
 Суббота, 2016-12-10, 7:48 PM Регистрация | Вход |
Электронная библиотека сметчика
 ГЛАВНАЯ ФАЙЛЫ СТАТЬИ ПРИМЕРЫ СМЕТ ИНДЕКСЫ ТТК ППР ТИПОВЫЕ СЕРИИ ФОРУМ · RSS

Информация:

В закладки:

Рейтинг@Mail.ru


 Каталог статей
Главная » Статьи » Организация строительства

Саморегулирование в области проектирования, строительства и инженерных изысканий


Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон) введены новые нормы, касающиеся института саморегулирования в строительной отрасли.

Закон принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Основной задачей, которую призван решить Закон, является последовательное создание саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, проектирования и инженерных изысканиях, а также вытеснению из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.

Саморегулирование - это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Самостоятельность и инициативность как принципы деятельности по саморегулированию основаны на соответствующих нормах Конституции Российской Федерации, прежде всего часть 1 статьи 8 о свободе экономической деятельности, часть 1 статьи 30 о праве каждого на объединение и о гарантированности свободы деятельности общественных объединений, часть 1 статьи 34 о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Основной задачей, которую призван решить Закон, является последовательное создание саморегулируемых организаций (далее – СРО) в самых различных областях предпринимательской и профессиональной активности и вытеснение из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.

Закон принят в рамках реализации единой государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности и снижению степени давления государства на свободные рыночные предпринимательские и профессиональные отношения. Основной задачей, которую призван решить Закон, является последовательное создание саморегулируемых организаций (СРО) в области строительства, проектирования и инженерных изысканиях, а также вытеснению из сферы регулирования тех коммерческих отношений, присутствие в которых государственного элемента представляется излишним и неоправданным с точки зрения основных функций государственного регулирования.

По Федеральному закону от 1 декабря 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» членство в СРО добровольное. Между тем членство в СРО, предусмотренных поправками в Градостроительный кодекс Российской Федерации, обязательное. То есть, без членства в СРО строительные организации не смогут заниматься своей деятельностью, так как не будут иметь допуска к рынку.

Закон, во-первых, меняет систему отношений в строительной отрасли, так как полномочия государства переходят к саморегулируемым организациям, а, во-вторых, регулирует весь механизм деятельности и функционирования саморегулируемой организации в области строительства, проектирования и инженерных изысканиях. Таким образом, саморегулирование в данных областях деятельности возможно только в жестких рамках закона.

Целью введения саморегулирования является не какое-то абстрактное наведение порядка в строительном бизнесе, а прежде всего обеспечение и повышение качества строительства. Суть нововведения такова: все участники строительства – инженерные, проектные и строительные организации (фирмы), а также индивидуальные предприниматели – объединяются в СРО в форме некоммерческих организаций, сведения о которых вносятся в государственный реестр СРО.

Содержанием деятельности СРО является разработка и утверждение документов, содержащих требования к самим участникам строительной деятельности и работам, ими осуществляемыми, а также контроль за соблюдением членами СРО требований этих документов. При этом СРО не имеет права контролировать соблюдение ее членами других требований, например налогового, трудового, таможенного законодательства. Она действует только в своей сфере – обеспечение безопасности строительства.

Целью государства в рамках Закона является внедрение саморегулирования как эффективный инструмент обеспечения безопасности строительства, а также не допустить его использования в качестве инструмента монополизации рынка и незаконного обогащения таких авантюристов, которые хотели бы торговать членством в организациях и обогатиться.

С 1 января 2009 года прекращено предоставление лицензий на осуществление деятельности в области проектирования, строительства и инженерных изысканий. При этом отмена лицензирования полностью произойдет только с 1 января 2010 года. Весь 2009 год предполагает переходный период от государственного регулирования (лицензирования) к негосударственной форме регулирования (саморегулирования) в указанных областях деятельности.

Одновременно информируем, что продление действия лицензии, согласно статьи 8 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», производится в форме переоформления лицензии и осуществляется в соответствии с нормами статьи 11 указанного закона.

Таким образом, до 1 января 2010 года осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства разрешается по выбору юридического лица или индивидуального предпринимателя на основании либо лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», либо свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 9 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией без ограничения срока и территории его действия.

В части 1 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в члены СРО может быть принято юридическое лицо, в том числе иностранное юридическое лицо, которое соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства, о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере деятельности СРО. Из этого следует, что любое юридическое лицо может вступить в СРО независимо от территориального признака. Законом не устанавливается необходимость создания СРО только в пределах одного региона.

Кроме того, в соответствии с пунктом 7 статьи 556 Градостроительного кодекса Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может быть членом одной или нескольких саморегулируемых организаций каждого из указанных в статье 553 Градостроительного кодекса Российской Федерации видов саморегулируемых организаций при условии соблюдения требования, установленного частью 2 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Приказом Минрегиона России от 9 декабря 2008 г. № 274 (зарегистрирован в Минюсте России от 16 января 2009 г. № 13086), вступившим в силу 20 февраля 2009 года, утвержден исчерпывающий перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с этим перечнем саморегулируемые организации в области строительства, проектирования, инженерных изысканий будут осуществлять допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Следует обратить внимание на то, что с момента вступления в силу приказа Минрегиона России от 09.12.2008 № 274 на те виды работ, которые не вошли в Перечень, не требуется наличие лицензии и в последующем не потребуется получения свидетельства о допуске и вступление в СРО.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьями 23 и 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право индивидуального предпринимателя и юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В связи с тем, что Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено прекращение лицензирования видов деятельности в области строительства с 1 января 2010 г. действие всех лицензий на указанные виды деятельности прекращаются с установленного законом срока.

Таким образом, с 1 января 2010 г. для осуществления предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства требуется наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Во исполнение части 4 статьи 558 Градостроительного кодекса Российской Федерации Минрегион России при разработке Перечня учел особенности работ, выполняемых гражданами для собственных нужд, а также работ, осуществляемых субъектами малого предпринимательства.

Так, приказом Минрегиона России установлено, что граждане и организации, выполняющие работы по проектированию и (или) строительству только объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство, и объектов, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе, могут выполнять указанные работы, не вступая в СРО и не уплачивая вступительные, членские взносы, а также взносы в компенсационные фонды таких саморегулируемых организаций.

Перечень указанных объектов установлен частью 17 статьи 51

и частью 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации

и включает в себя следующие объекты:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);

2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);

3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;

4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением особо опасных, технически сложных или уникальных объектов;

6) объекты, в отношении которых проводятся работы по их изменению в целом и (или) по изменению отдельных частей этих объектов, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

7) гаражи на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

8) объекты на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

9) киоски, навесы и другие объекты, не являющиеся объектами капитального строительства;

10) строения и сооружения вспомогательного использования.

Вопрос о размерах взносов в компенсационный фонд саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, проектирования и строительства был предметом постоянных дискуссий. В то же время законодателем принято решение, отраженное в действующей редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации, которое исходит из того, что саморегулируемая организация выступает в качестве гаранта добросовестного поведения своих членов, поскольку в случае прекращения организацией членства в СРО вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд ей не возвращаются (ст. 557 ГрК РФ). При этом следует отметить, что за каждого члена СРО ручаются все другие участники СРО. Как следует из пункта 5 статьи 5516 ГрК РФ, если СРО пришлось возместить вред, причиненный ее участником (даже бывшим), не только сам виновник, но и все другие члены СРО в течение двух месяцев со дня выплаты должны внести взносы в компенсационный фонд до предусмотренного законом или уставом СРО размера.

Во исполнение положений Закона Правительством Российской Федерации определен (постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 864 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ведению реестра указанных организаций – Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Минрегионом России планируется содействие в организации СРО и оказание методической помощи в деятельности СРО. Кроме того, с учетом анализа предложений, поступающих от органов государственной власти, проектных и строительных организаций, а также правоприменительной практики в ходе создания и функционирования саморегулируемых организаций, будут подготавливаться предложения о внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в этой части.



Источник: http://www.minregion.ru/
Категория: Организация строительства | Добавлено: 2010-01-18
Просмотров: 2176 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2016
Поиск по сайту:
Каталог файлов:
Погода:

Курс валют:

Статистика:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

сметное дело, технологические карты, примеры смет, индексы изменения сметной стоимости строительства, сметные нормы, технология строительства, стоимость строительства, сметные расценки, книги для сметчика, программы для сметчика, справочник сметчика, самоучитель сметчика, начинающему сметчику, инженер-сметчик