Тернистый путь становления саморегулирования в отрасли - Организация строительства - Каталог статей - Электронная библиотека сметчика
 Воскресенье, 2016-12-04, 1:26 PM Регистрация | Вход |
Электронная библиотека сметчика
 ГЛАВНАЯ ФАЙЛЫ СТАТЬИ ПРИМЕРЫ СМЕТ ИНДЕКСЫ ТТК ППР ТИПОВЫЕ СЕРИИ ФОРУМ · RSS

Информация:

В закладки:

Рейтинг@Mail.ru


 Каталог статей
Главная » Статьи » Организация строительства

Тернистый путь становления саморегулирования в отрасли




ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В СТРОЙОТРАСЛИ

Завершается организационный этап формирования саморегулируемых организаций(СРО) в строительстве. Но далеко не все участники процесса оценивают саморегулирование как принципиально новую форму отношений субъектов предпринимательской деятельности с государством, а также между собой. Однако за внешне простой сменой вывески (вместо лицензий — «свидетельства о допуске») стоят преобразования системного характера. Суть этих преобразований в самом общем виде — переложить ответственность за результаты экономической деятельности на субъектов этой деятельности. Цель — повысить как результативность строительства, так и качество конечного продукта, гарантировать безопасность объектов строительства

Первые формальные итоги становления саморегулирования дают некоторые основания для оптимизма: зарегистрировано более 340 СРО, в которые вошли свыше 46 тысяч изыскательских, проектных и строительно-монтажных организаций, и это только пятая часть от имевших ранее лицензии на строительную деятельность. Количество СРО,конечно, будет увеличиваться, но, по нашему мнению, незначительно.

Другая сторона вопроса: организационные изменения можно осуществить быстро — по указанию сверху.Однако быстрых качественных сдвигов только от реорганизации ждать не следует. Это длительный, внутренне противоречивый процесс. Например,1 января 2010 года прекратилось действие всех ранее выданных лицензий.При этом у большого числа организаций срок их действия заканчивался в2011, 2012 и даже в 2013 году, и они вынуждены были снова платить за новые документы, дающие право на продолжение работы. Болезненная реакция в таких случаях совершенно объяснима. Но на эти издержки было необходимо пойти, так как при «индивидуальном» подходе СРО вообще бы не сформировались. Авральное же решение проблемы породило новые сложности. Например, на выдачу свидетельств о допуске был отведен всего один месяц, а к моменту регистрации СРО в их составе были уже от 80 до 200 организаций, каждая из которых стремилась получить от 5 до12 свидетельств о допуске. Поспешность была оправдана в тех случаях,когда свидетельства о допуске получались после 1.01.2010, но основная масса организаций получала их в третьем и четвертом кварталах 2009года, когда еще действовали лицензии и можно было легко избежать негативных последствий аврала.

Как известно, закон определил условия, выполнение которых позволяет, например, проектной организации претендовать на получение свидетельства о допуске: наличие определенного количества специалистов соответствующего профиля,имеющих необходимый стаж работы и регулярно повышающих свою квалификацию. Это действительно важный фактор, но законодатель почему-то решил, что этого достаточно для обеспечения безопасности объектов строительства. Для такой уверенности нет оснований. Очевидно, речь идет о необходимости иметь минимальный кадровый ресурс. Но также очевидно, что это только одно из условий, необходимых для обеспечения безопасности объектов строительства, равное среди прочих.Обязательным должно быть наличие и других ресурсов: информационных,материально-технических, финансовых и т. п. Но, по нашему мнению,действительно главное условие — соответствующий процесс (технология)проектирования или строительства и адекватная система управления.Ресурсы должны быть «встроены»в систему менеджмента качества, и если она работает результативно, то с высокой вероятностью будет гарантирована безопасность объектов.

Противники саморегулирования,конечно, назовут основания для критики закона: состав работ для получения свидетельств о допуске,механизм страхования ответственности, легитимность представительств и филиалов СРО, равная величина вступительных и членских взносов для больших и маленьких организаций и т. п. Коррекция положений закона необходима, и это нормальная ситуация для любого нового дела.Изменения диктуются в первую очередь тем обстоятельством, что ресурсов улучшения качества продукции(услуг), совершенствования организации и управления строительством(проектированием) система саморегулирования пока не выявляет. А если система не улучшается, то она ухудшается под действием всеобщего закона инерции. Улучшение,совершенствование, развитие — это обязательный атрибут существования системы и с этим вряд ли кто-то будет спорить. Но как этот процесс«запустить»?

Раздаются голоса, что государство должно ужесточить управление СРО и что это позволит навести порядок в саморегулировании. Мы это много раз проходили: покупали лицензии на осуществление строительной деятельности, заказывали по Интернету сертификаты на системы менеджмента качества по ISO 9001:2008, уже покупаем свидетельства о допуске. Все это было, есть и будет до тех пор,пока мы надеемся на регулирование со стороны государства, которое в данном случае представлено, например, Ростехнадзором. При всем уважении к этой организации, она —одна, а мошенников тысячи. Только заказчики и рынок (конкуренция)дадут объективную оценку качеству свидетельств о допуске, только от этих двух институтов зависят авторитет и репутация СРО, преимущества ее членов в конкурентной борьбе. Так делается во всех развитых рыночных экономиках, так будет и у нас. Но, к сожалению, не так быстро, как нам бы этого хотелось.

Если мы имеем дело со сложной,а в нашем случае еще и с новой системой, то не следует одновременно пытаться улучшать все ее звенья.Нужно шаг за шагом, планомерно, последовательно и настойчиво решать один вопрос за другим, но при этом следует четко представлять цели,чтобы не суетиться и не шарахаться из стороны в сторону. Заявлено, что СРО должна содействовать тому,чтобы продукция (услуги) ее членов была гарантированно безопасной и качественной, а значит, СРО должна быть полезной своим членам при решении ими этих задач

Раньше каждая организация — нынешний член СРО — отвечала только за результаты своей работы, и это обеспечивалось адекватной структурой управления. Сегодня результаты работы организации, а иногда и само ее существование зависят в том числе от результатов работы других членов СРО с разным уровнем возможностей, с разными потенциалами. Управление в этом случае осуществляется через участие членов СРО в общих собраниях, коллегиальном органе управления. Соответственно выстраиваются взаимоотношения с исполнительным органом СРО. Следовательно, в традиционную систему управления саморегулируемых организаций необходимо органично вписать новые задачи и цели. При этом собственная система управления СРО— принципиально новый механизм,который находится на сегодняшний день в зачаточном состоянии. Он создается методом «проб и ошибок»непосредственно в процессе функционирования и зачастую людьми,по-разному понимающими задачи организации.

Между тем острота проблем не позволяет откладывать их решение. Например, вопрос о величине членских взносов. В разных СРО эта величина определяется или численным составом членов СРО, или территориальным расположением,или количеством видов работ, на которые получены свидетельства о допуске, или величиной взносов в компенсационный фонд и т. п. На наш взгляд, сумма должна определяться только количеством голосов организации на общем собрании членов СРО, решающим основные вопросы жизнедеятельности организации. Важнейшей для членов СРО является возможность влиять на решения общего собрания. Чем больше организация, тем больше должен быть ее членский взнос и тем большим количеством голосов она должна располагать на общем собрании членов СРО. Крупные,авторитетные, высокопрофессиональные организации должны иметь возможность на общих собраниях проводить решения, которые являются знаковыми для строительной отрасли, и эти решения не могут быть заблокированы десятком мелких организаций, в каждой из которых по 5-10 человек. Мы считаем, это закономерно и обосновано приведет к тому, что через некоторое время в одних СРО будут только крупные организации, а малые предприятия будут объединяться в другие СРО, в которых будут другие условия членства и другие требования

Необходимо отметить, что если на уровне органов управления СРО сегодня наблюдается целенаправленная деятельность по формированию взаимоотношений с членами СРО, то в самих изыскательских, проектных и строительных организациях, к сожалению, имеет место выжидательная пассивная позиция. Во многом это объясняется отсутствием у руководителей этих организаций четких, системных представлений о том, что дает и может дать организации ее обязательное участие в СРО.

Очевидно, что перед руководством строительной организации,ставшей членом СРО, появилась новая задача — управлять процессом участия организации в саморегулируемой деятельности.Подготовленные нами рекомендации и предложения по управлению участием проектной (строительной)организации в саморегулируемой деятельности дают ответы на вопросы, какие именно дополнительные (новые) функции (работы)появляются в организации в связи с ее членством в СРО и кто должен отвечать за их выполнение.

Резерв «полезности» СРО для своих членов — качество плановых проверок, к которым многие СРОеще вообще не приступили. Те же СРО, которые начали эту работу,справедливо рассматривают плановые проверки как по существу завершающий этап выдачи свидетельство допуске

Уже четко обозначились две крайности в начавшемся процессе организации и проведения плановых проверок: в одних СРО формально проверяют количество имеющихся специалистов соответствующих профилю организации, их образование, стаж работы и периодичность повышения квалификации, наличие документов страхования ответственности. В других СРО по решению общих собраний членов организации объектами проверки также являются наличие необходимого оборудования,материалов, транспорта и инструментов, выполнение всех требований ISO9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 9001-2008),а также выборочно — выполнение требований уже утвержденных технических регламентов и стандартов СРО. В этом случае проверка занимает несколько дней и ее проводит аккредитованный эксперт по системам менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ РИСО 9001-2008), имеющий соответствующие коды по проектированию,строительству и изысканиям.

В настоящее время «ЦНИО-проектом» завершены разработки, которые, по нашей оценке, позволяют руководству СРО на начальном этапе становления саморегулирования решить ряд задач практического характера. В частности, определив и определенным образом структурировав все ключевые процессы в«типовой» СРО, мы разработали модель организационной структуры управления саморегулируемой организации (виды и состав необходимых организационных элементов,их функции, должностные обязанности и полномочия работников идр.). Анализ с помощью указанной модели сложившихся в конкретных СРО к настоящему моменту систем управления позволяет оценить их результативность, то есть способность обеспечивать соответствие оказываемых услуг требованиям и ожиданиям потребителей — членов СРО и других заинтересованных сторон требованиям законодательных и нормативных документов в области саморегулирования

Эта модель является исходной в нашей работе с саморегулируемыми организациями, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве.В качестве примера обозначим направления в организации плановых проверок, прорабатываемые на наших консультациях для руководителей СРО: комментируется структура Положения о проведении плановых проверок, мотивируется необходимый объем проверок в зависимостиот численности организации и наличия у нее филиалов, отбирается состав требований, которые являются объектом проверки и с высокой степенью вероятности гарантируют безопасность объектов строительства, определяются требования к проверяющим и проверяемым, минимизируется необходимый бюджет на проведение плановых проверок за счет оптимизации технологии их проведения. Новыми для участников консультаций были методики выездных и камеральных проверок,технология передачи части объема проверок по аутсорсингу квалифицированным внешним экспертам. В процессе консультаций осознается необходимость повышения квалификации всех участников проверок для гарантии общих подходов, адекватности требований и подготовки отчетности.

Перспективным для развития СРО представляется создание в их структуре собственной системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ISO 9001:2008 (ГОСТ РИСО 9001-2008). Соответствующие органы по сертификации систем менеджмента качества реализуют специальные программы, значительное место в которых занимает подготовка экспертов по вопросам функционирования СРО. И уже сегодня «ЦНИО-проект» сопровождает некоторые СРО при подготовке их к сертификации систем менеджмента качества, обеспечивает их необходимыми методическими материалами.

По нашему мнению, было бы правильным такую практику продолжать под эгидой комитета по качеству Торгово-промышленной палаты

Процесс совершенствования организации и управления деятельностью СРО должен иметь направляющий вектор (цель), без которого все предпринимаемые действия будут напоминать броуновское движение, то есть много суеты без позитивных результатов. Такие цели должны быть определены в Программе развития СРО до 2012-2013годов, которую мы рекомендуем утвердить на ближайшем общем собрании членов СРО. Обсуждение этого вопроса с руководителями ряда СРО позволило сформулировать более 20 целевых направлений развития. Наши рекомендации к Программе развития СРО до 2013года позволят конкретным организациям определить собственные цели развития, выделить на их реализацию необходимые ресурсы и отчитываться перед членами СРО за ее выполнение. Одной из целей в этой Программе является деятельность СРО по обеспечению устойчивого функционирования и развития ее членов. Это конкретный перечень вопросов, который включает действия СРО, направленные на повышение производительности труда и снижение себестоимости работ членов СРО. Предполагается организация обмена проектными решениями, посещений аналогичных проектных организаций (отделов), ведение базы данных органов сертификации систем менеджмента качества (СМК), соответствующих требованиям ISO 9001:2008 (ГОСТР ИСО 9001-2008), инициирование форумов по вопросам СМК, результатам внутренних аудитов СМК, изменений в нормативно-технической и законодательной базе строительной отрасли и т. п

Основным результатом деятельности всех участников процесса становления саморегулирования в строительстве являются стабильная положительная репутация и авторитет СРО у профессиональной общественности, заказчиков и инвесторов. Это важнейшая составляющая повышения в конечном счете коммерческих результатов деятельности ее членов.В результате нашего взаимодействия со многими СРО определился круг вопросов, решение которых в перспективе, по общему мнению, было бы правильным и полезным для развития саморегулирования. Но на сегодняшний день их решение представляется преждевременным и едва ли возможным.

Подводя итог, можно утверждать,что ближайшими задачами СРО являются:

1. Совершенствование организационной структуры управления

2. Отработка эффективной системы организации и проведения плановых проверок

3. Создание собственной системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ РИСО 9001-2008).4. Формирование программы развития СРО до 2012-2013 годов

5. Организация систематической работы по обеспечению устойчивого функционирования и развития членов СРО

Очевидно, что кадров, полностью готовых к решению этих задач, СРОсегодня не имеют, какими бы замечательными специалистами небыли пришедшие к руководствусаморегулируемыми организациямипрофессионалы. Текущие задачипридется решать параллельно ссистематической работой по повышению квалификации в вопросахорганизации и управления СРО.

Марк ПОДОЛЬСКИЙ, генеральный директор«ЦНИО-проекта», к.э.н.;
Анатолий ЛИТВИНОВ, заместитель генеральногодиректора «ЦНИО-проекта», к.п.н.;
Павел СТЕПЧЕНКОВ, к.э.н.; Павел КОВАЛЕВ, Иван ПЕРВУШИН, консультанты «ЦНИО-проекта».

Опубликовано в "Строительной газете" №15, 16 апреля 2010 г.



Источник: http://www.stroygaz.ru/gazeta/2010/10078/
Категория: Организация строительства | Добавлено: 2010-04-26
Просмотров: 1511 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2016
Поиск по сайту:
Каталог файлов:
Погода:

Курс валют:

Статистика:
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100

сметное дело, технологические карты, примеры смет, индексы изменения сметной стоимости строительства, сметные нормы, технология строительства, стоимость строительства, сметные расценки, книги для сметчика, программы для сметчика, справочник сметчика, самоучитель сметчика, начинающему сметчику, инженер-сметчик